Путешествие Владивосток-Москва. Бурятия и Байкал - Байкалер.ру - сайт о Байкале

Отчеты о пребывании за апрель (6)

Путешествие Владивосток-Москва. Бурятия и Байкал

<<Часть 2. Федералка Хабаровск-Чита и Китай   
Часть 4. Западная Сибирь >>


 

День 10.

15 июля. Чита - Улан-Удэ.

 

День 11.

16 июля. Иволгинский Дацан, Баргузинский залив.

 

День 12.

17 июля. Баргузинский залив. Шторм.

 

День 13.

18 июля. Парк-музей «Светлая Поляна». Байкальск

 

День 14.

19 Июля. Байкальск – Иркутск - «У Петра».

 

 

см. также карта маршрута на яндексе с точками

День 10. 15 июля. Чита - Улан-Удэ.

Проснулись, все машины, стоявшие рядом, уехали. Чистим зубы, из домика выбегает взволнованный юноша лет 18, на бегу надевая футболку, забегает в соседний домик, мечется по площадке, подходит к нам: А что, машин больше нет, все уехали?? Оказывается, это мальчик Славик. Он ехал со своим дядей перегоном в колонне в Улан-Удэ. Накануне вечером все попили пива и уснули по машинам, а Славика положили спать в дом. Поутру все уехали, а Славик проспал, родной дядя его просто забыл. Так Славик остался здесь, без телефона, денег, документов и вещей. Плюс ко всему, накануне его укусила оса в губу, и ее раздуло на пол лица, и все это очень болело. Но он не паниковал, до Улан-Удэ «всего» 700 км. Там дядя его и подождет, так решил Славик. Ну а мы, войдя в его положение, конечно же, согласились его до Улан-Удэ подбросить.

Ну, поехали, поворот ключа, полоборота, всё. Нет, «всё» не в смысле двигатель с полоборота завелся, а в смысле двигатель больше не крутился, сдох аккумулятор. Всю ночь моросил дождь, а с утра был туман. Вечером, когда устраивались спать, горел свет в салоне при заглушенном двигателе. Пока мы вставали, разбирались, открыли двери, и горела лампочка в салоне + музыка играла. Эта небольшая нагрузка, по всей видимости, прикончила старый отсыревший аккумулятор. Говорят, при транспортировке на многих японских машинах меняют аккумуляторы с живых на вышедшие из строя, причем мертвые аккумуляторы оживляют на время свежей порцией кислоты, чтобы они немного поработали поначалу после продажи.

Что ж, нужно искать у кого и чем прикурить. Славик пошел искать провода, а я ловить машину. Перегонов шло много, но никто не останавливался. Места дикие, машина стояла в стороне от дороги и догадаться, что мне нужна помощь с машиной, было трудно. Тем временем Славик у хозяина дома раздобыл два куска проволоки. Я безуспешно голосовал уже минут 15, никто даже не притормаживал. И тут встречаюсь глазами с водителем Иста, того самого дядьки, с которым в кафешке поболтали вчера. Он меня узнает и резко останавливается, какая удача! Прикурили от него, тронулись в путь.

По дороге разговорились со Славиком. Вообще то он из Уфы. Ездил на похороны к родственникам в пос.Ключевский. Туда на поезде до ст.Могоча, а обратно дядя перегон обещал его подбросить в Улан-Удэ, уже оттуда Славик собирался на поезде в Уфу.

Поехали весело, асфальтик, погодка налаживается. Прошли Читу по касательной. Перед очередным обгоном прижимаемся к грузовику и получаем камнем по стеклу от души, пошла трещина. Это ж надо проехать больше тысячи км по щебенке без царапинки, а на первых сотнях асфальта заполучить камнем в лобовуху. Сами виноваты – расслабились, нечего жаться под задницу обгоняемому при маневре.

Въехали в Бурятию, пошли какие-то сказочные, красивейшие пейзажи. В Читинской области было как-то очень мрачно. А в Бурятии выглянуло солнышко. Холмистые поля, иногда выступающие карстовые слои, облачка на синем небе, настроение очень поднялось. Особенно красиво при подъезде к Улан-Удэ, когда дорога выходит на берег реки Селенга. С одной стороны желтые скалы, с другой – широчайшая река, в которой отражается небо и облака. Все это богато приправлено зелеными деревьями и лугами. В деревнях домики аккуратно покрашены в яркие цвета. Бурятия – одна из самых красивых областей за всю поездку.

В одном из поселков (Кардон?) на берегу Селенги федеральная трасса проходит через жилую зону. Дома здесь так прижимаются к дороге, что две легковушки не разминутся. В объезд дорогу здесь не построить, с одной стороны река, с другой скалы. 


Узкая федералка в поселке Кардон

 


Бурятия

К 4 часам дня доехали до Улан-Удэ. Славика оставили на автовокзале, он нас убедил, что дальше справится сам. Мы же заселились в туристическую гостиницу Баргузин, практически в самом центре, 1320 р. за номер, 100 р за парковку у самой гостиницы под наблюдением охранника. Наконец-то горячий душ, чистая постель – кайф. Кстати охранник задал веселый вопрос: – С Владивостока гоните? – Да. – А почем там минигрузовики сейчас?... Вот сейчас достану из широких штанин прайс и скажу, почем во Владике минигрузовики…

Вечером погуляли по городу: красивая пешеходная улица Ленина, она же Арбат. В переулках много старых двухэтажных деревянных домов, в т.ч. украшенных резьбой по дереву. Главная достопримечательность – гигантская голова Ленина с раскосыми бурятскими глазами. Приобрели карту Байкала, завтра туда.  

 

 

Улан-Удэ

День 11. 16 июля. Иволгинский Дацан, Баргузинский залив.

С утра сделали хозяйственные дела: сбросили на диск фотки в интернет кафе, закупились продуктами на рынке, купили каструлку. Жаба задушила нас покупать крутой туристический котелок за 1500+ рублей, поэтому мы выбрали обычную люминиевую кастрюльку с ручками за 150р, а потом по дороге заехали в строительный магазин, там нам подарили кусок проволоки, этого было достаточно.

Увидев сосиски в тесте по 4 рубля, от жадности купили упаковку 10 штук. Тесто было вкусным, но внутри была четвертинка самой дешевой сосиски, чудес не бывает :). С благодарностью покидаем Улан-Удэ. Понравилась нам бурятская столица – какая-то культурная, чистая, люди красиво одеты.

Наш путь сначала лежит в Иволгинский Дацан – главное место паломничества Российских буддистов. Ехать очень просто: от Улан-Удэ до поселка Иволгинск, при въезде на развилке направо, потом будет еще указатель на Дацан направо, приехали.

Красочные буддистские храмы, барабанчики-хурды с мантрами, которые нужно крутить, интересный рассказ экскурсовода – всё это увлекательно и любопытно. Но какого-то благоговейного трепета, ощущения, что это действительно религиозное место, мы не почувствовали.   

 

 

Иволгинский Дацан

 

Хурды

 

Священное животное (слева)

Всё, теперь – на Байкал. Чуть возвращаемся до Заречного, потом немного по федеральной М-55 доезжаем до Татаурово, в котором на единственном перекрестке сворачиваем направо к парому. Не помню, был ли там указатель. Очереди на паром почти не было, ждали загрузки минут 20. Берег здесь – широкий луг без единого деревца. Для ожидающих – весьма колоритный туалет типа пепелац. У реки Селенги очень сильное течение в этом месте.

Противоположная от Татаурово пристань на правом берегу находится ниже по течению, поэтому когда паром идет с правого на левый, он пыхтит всеми фибрами, плюс его тягает катер на тросу, плюс в него сзади носом упирается еще один катерок, и они втроем еле-еле справляясь с течением, по метру продвигаются наверх. Весьма любопытно наблюдать, как три плавсредства матом и руками координируют свои действия, чтобы с сантиметровой точностью припарковаться к причалу. Билет на паром для машины стоит 55 р, люди бесплатно. 

Очередь на паром в Татаурово

 

Туалет для ожидающих. Чем не пепелац?

 

   

Расписание и условия работы парома

От причала правого берега сначала идет щебенка, потом старый раздолбанный асфальт через несколько деревень. Слева старые желтые скалы из песчаника, на вертикальных недоступных стенах как ни в чем не бывало прыгают козочки. Справа меж сочных трав на солнце серебрится речушка, пасутся коровки на лугах – идиллия. Сразу после Турунтаево (не путать с Татаурово :) ) поворачиваем налево по указателю на Баргузин. Некоторое время идут параллельно друг от друга в 10 метрах две дороги.

То ли старая и новая, то ли типа разделительный газон, но знаков нет и все ездят по обеим в обоих направлениях, выбирая лучшую по покрытию. Потом идеальный новый асфальт свежеотстроенной дороги, а потом пошел кошмар - стройка. Это как расковырять только-только подсохшую рану. Мы уже успели отвыкнуть от федералки, а тут… У меня не было информации по этой дороге Турунтаево – Усть-Баргузин. Я лишь знал, что она проезжабельна.

Стиральная доска на утрамбованном песке, объезды по лесу по глине, щебенка, куски старого раздолбанного асфальта, пыль. Психологически мешает понимание того, что все это еще ехать через пару дней обратно. Движение есть, кроме строительной техники, лесовозов и туристов ездят маршрутки. Эти корейские бусики все оснащены верхним багажником, где кроме багажа обязательно лежат 2-3 запаски – расходный материал. Дорога идет вдоль берега, от воды ее отделяет 20-100 метров леса. Перекусить остановились на пляже, какой же ты необычный, Байкал, красивый и загадочный. 

Горно-домашние козы

 

Бурятия

 

Дорога на Усть-Баргузин

 

Бесконечный пляж - такой здесь почти везде

В Баргузинском районе пошла узенькая дорожка старого асфальта, а потом песочная. После Максимихи – известного «курорта» - путь немного отдаляется от берега, огибая гору, идет мимо небольших озер и въезжает в Усть-Баргузин. До сюда от паромной переправы в Татаурово 250 км ехали 5 часов. Далее все советуют попасть на песчаную косу Баргузинского залива – для этого нужно пересечь речку Баргузин на пароме. На паром огромная очередь.

Подхожу к началу очереди, спрашиваю у водителей, сколько они уже стоят – 1,5 часа. Смотрю как «поторапливается» паром, сколько туда влезает, считаю машины и делаю вывод что стоять нам не меньше 2х часов, а сейчас уже 8 вечера. Сдалась нам эта коса. В Баргузинский залив приехали? – приехали. Ну подумаешь километр сюда- километр туда. Вода одинаковая, а песок тут есть? - Спрашиваю у местных – А тут места хорошие на заливе по эту сторону от реки есть? – Есть. Ну и поехали. Вдоль берега по песочным дорожка отъезжаем от Усть-Баргузина южнее и выбираем отличное место.

Шикарный сосновый бор, 10 метровая полоса пляжа. Есть соседи-рыбаки в 200 метрах. Без соседей было бы страшновато, ибо деревня рядом – это скорее источник опасной шпаны, чем островок цивилизации. Разбили палатку, и поужинали втроем: мы с Олей и солнышко, умиротворенно растворявшееся в воде самого большого озера планеты. А после заката осталось розовое небо и ласковый плеск еле заметного прибоя. 

 

 

 

 

 

День 12. 17 июля. Баргузинский залив. Шторм.

День полного расслабона, никуда не надо ехать, просто кайфуем. Загораем, вода довольно холодная для купания, хотя рыбаки-соседи ранним утром и поздним вечером ставят сети, по шею проводя в воде по полчаса. Отклеиваем весь пластырь от машины. Главное, пишут опытные люди, его не мочить перед этим! Большей частью, там, где он плотно был приклеен, пластырь удалился безо всяких следов.

А на неровностях и по краям, где пластырь неплотно прилегал или от ветра чуть отстал – остается немного клея, который можно удалять разными способами: скатывать пальцами в шарики, либо другим куском пластыря – адгезия клей-клей получается лучше, чем клей-машина, и клейкая масса удаляется. В общем, пластырь – правильная защита, только приклеивать его нужно плотно.  

 

Натюрмордт. (Проверочное слово Рембрандт)

 


Отличный жаркий ясный день клонился к закату, который здесь столь прекрасен. Байкал был само спокойствие – ни колыхания, ни дуновения, благодать. Стемнело, показалось, что сверкнула вдалеке зарница, ну, чего не покажется. Мы легли спать в полной тишине. Сквозь сон причудились раскаты грома, вспышка, еще вспышка, да что ж такое. Какое-то шуршание далеко, потом громче и громче, как будто кто-то медленно поворачивал ручку громкости шипящего приемника. Внутри начинает нарастать какой-то животный страх перед стихией. Шипении громче, ближе, ожидаем удара, не понимаем, что делать. Палатку качнуло пару раз, молния осветила ярким прожектором наши испуганные лица… и БАБАХ!

Одновременно вода обрушилась единой массой, без капель, просто лилась на палатку, а ветер со стороны озера просто стал давить, почти без порывов, он просто дул в палатку с огромной скоростью. Какие-то секунды конструкция сопротивлялась, дзинь, дзинь – колышки покинули песок. Теперь палатку держала только масса моего тела, упершаяся в стенку, сопротивляясь ветру. Вода продолжает лить. Хотя костер погас уже часа 3 назад, сильный ветер таки нашел какой-то теплящийся уголек и даже под проливным дождем уже раздул опять огонь в полную силу. При этом тучи искр летели аккурат в кучу сухих веток/дров, заботливо собранную нами. Ну вот, щас загорятся эти дрова, потом сосна, потом весь лес – отличный вариант. Продолжаю держать стену палатки. Не знаю, что делать: если покинуть палатку – ее унесет в лес, разорвет об ветки вместе с вещами.

Одним глазом выглядываю на улицу. Вокруг нас – ручьи. Байкал бушует, пляжа нет – он под водой. Хорошо, что наша палатка и машина стоят на метр выше пляжа. Костер горит все сильнее – искр все больше. Оля кричит (без крика друг друга не услышим) – вода в палатке! Я кричу - что делать? Шум стоит такой, как будто рядом с нами турбина самолета. Все, в палатке оставаться бессмысленно, надо спасать вещи, документы, электронику. Фиг с ней с палаткой. Оля собирает все необходимое, дает что-то мне в руки и командует – побежали в машину! За полсекунды, пока мы делали несколько шагов к машине, промокли насквозь. Хлоп, закрыли двери. Всё, стихия стала где-то дальше. Железная коробочка покачивалась, но в целом гораздо лучше ограждала нас от внешнего мира. Естественно, через 10 минут ветер начал стихать, костер залило водой, палатку не сорвало, и мы в тревожном состоянии уснули на несколько часов до утра. Ах вот ты какой, цветочек аленькай, Байкал удаленькай! 

День 13. 18 июля. Парк-музей «Светлая Поляна». Байкальск

Как ни удивительно, с утра солнышко и полный штиль. И только сместившаяся полоса утрамбованного водой песка на пляже и разбросанные повсюду ветки и доски напоминают о ночном буйстве стихии. Соседи-рыбаки уже в море, проверяют сети, как будто и не было ночью ничего. Переглядываемся, без слов понимая друг друга, спокойно сушимся, собираемся и трогаемся в путь. Дабы не рисковать, заливаем 20 литров в Усть-Баргузине по 35 рублей, т.к. не припоминаем заправок на участке 250 км от Татаурово до Усть-Баргузина. Сейчас не помню, но кажется они все-таки там есть. Едем, в районе Максимихи указатель в лес на какой-то музей. Решаем остановиться, культурно обогатиться.

Музейный комплекс «Светлая Поляна» создан семьей Шелковниковых - местным художником Владимиром Николаевичем Шелковниковым и его супругой Елизаветой Федоровной. Их цель – донести до туристов традиции и особенности проживающих на этой земле народов. В перспективе они планируют организовать проживание туристов максимально приближенно к жизни в прошлых веках, с уроками ремесел в мастерских и т.п. А пока здесь небольшая экспозиция работ самого художника, в том числе картины из меха животных, предметы старинного быта и культа из сибирских деревень и очень интересный рассказ Елизаветы Федоровны.

На территории, кроме дома хозяев – несколько гостевых домиков для туристов. Украшение комплекса – деревянная часовня, построенная без единого гвоздя руками Владимира Николаевича и его сыновей. Тут же чудодейственный родник и прекрасный пляж на Байкале. Уехали с приятным впечатлением, что есть люди в России, которым не безразличен свой край, готовые трудиться ради развития культуры и туризма в этих отдаленных от цивилизации местах.  

Картина из меха

 

 

Парк-Музей «Светлая Поляна»

Полетели опять по позавчерашней дороге на юг. Как ни удивительно, ее состояние никак не изменилось: то асфальт, то щебенка, то песок, стройка! Где-то не доглядел и схлопотал по огромному комку гудрона на оба правых колеса. Долго палочками счищали эту тяжелую клейкую массу с покрышек, все равно дисбаланс отдавал вибрацией по всему кузову на асфальте. Но всего через пару километров по острой щебенке от гудрона не осталось и следа. Все-таки можно найти плюсы в плохой дороге! Не доехав где-то 30 км до парома в Татаурово, на пис-стопе замечаю торчащую на 2 см из покрышки арматурину диаметром около 4 мм. Причем она торчала под углом, и если ее прижимать в поверхности покрышки – воздух травить переставал, т.е при езде наверно воздух уходил небыстро. Давление еще было, и я не стал менять колесо, решив, что это лучше сделать в очереди на паром. Даже притопил немножко, чтобы побыстрее доехать.

Подъехали мы к парому как раз в «ужинный» перерыв (16:30 – 17:30). Оказалось, спускает еще одно колесо – через заплатку. Приятно вынужденный перерыв не пробездельничать, а сделать полезные манипуляции типа замены двух колес. И здорово, что у нас есть две запаски! Одна из них правда на 15-м штампованном диске, ну и ладно, внешний диаметр колеса-то одинаковый. Теперь получилось, что на 4 колеса – 3 разных диска и 4 разных (по рисунку) покрышки. Забегая вперед, больше колеса мы уже до Москвы не меняли, на таком «наборчике» отлично доехали.

Переправились через могучую Селенгу, и поехали по М-55 на Иркутск. В ближайшем шиномонтаже заделали колесики. Вытащили арматурину - длина 20 см. Батюшки!

Дорога идет вдоль Байкала, правда он отделен от трассы железной дорогой, провожаем уже третий закат в Байкал. В деревнях и на остановках бабушки торгуют омулем и клубникой, торгуйтесь, цены называют в зависимости от машины, на которой ты подъехал. Пора бы и ночлег искать, въезжаем в Байкальск около 10 вечера, реклама гостиницы «Уют». Не без труда находим ее по указателям. Супер! 900 р. уютный чистый современный номер. Тихий двор –благодать. Завтрак в кафешке рекомендуют заказать с вечера к определенному времени, чтобы побыстрее подали и не пересеклись с тур.группами, коих здесь есть. Перед сном лакомимся омулем горячего копчения с пивом, очень вкусно!  

Арматурина, внутри еще 20 см

 

Омуль горячего копчения. Есть сразу!


День 14. 19 июля. Байкальск – Иркутск - «У Петра».

На завтрак приходим вовремя, по своим часам, но не угадали временной пояс. Думали здесь +4 к московскому. А оказалось, как и в Бурятии: +5. Ну, нам легко прощают часовое опоздание. Трогаемся в путь. Трасса начинает петлять меж небольшими горами, то поднимаясь, то опускаясь. Все больше туристических автобусов, сувенирных базарчиков. Вот он – Байкал туристический. Дорога красивая, часто открываются панорамные виды на Байкал с высоты, обустроены смотровые площадки. Иркутск проходим днем, не останавливаясь, легко по указателям на М-53, Ангарск, Красноярск. После Иркутска сначала автобан, потом поуже, но в целом дорога хорошая. Иногда стоят ограничения 70, менты стреляют.

Проехали стороной промышленный Ангарск, потом насквозь через Усолье-Сибирское с огромными ямами в асфальте и каким-то химическим запахом в воздухе. Между Ангарском и Усольем, километрах в 70 от Иркутска есть поселок Тельма с потрясающей красоты голубой церковью. В ясный день она – само небо! Через 300 км указатель на Саянск, а по левую руку Саянскхимпласт – самый крупный производитель ПВХ в России. Здесь же небольшой город Зима – родина Евтушенко.   

Церковь в пос. Тельма

 

Иван-чай цветет

Название Куйтун не предвещало ничего хорошего. Кроме того, мы уже знаем примету: если Вы вдруг в России едете по новой идеальной дороге – значит раньше здесь дороги вовсе не было и скоро Вам ехать там, где ее так и нет. Так и есть, после Тулуна где-то 300 км дорога либо грунтовка, либо очень плохая, либо строится. Очень напомнило федералку, иногда не больше 40 км/ч, грустно и одиноко. Ну населенные пункты с названиями Худо-Елань и Верхний Хингуй говорят сами за себя, да и в Нижнеудинске качество дороги только расстраивает заезжего туриста.

Доехали до известного дорожного комплекса «У Петра». Это единственное приличное место на многие сотни километров на полпути между Иркутском и Красноярском. Много фур и легковых. Оплата номеров – почасовая. Когда мы приехали, был свободен только 4хместный номер без удобств: 180 р. в час. Душ и туалет в коридоре. Чистые, но за дополнительную плату. Прикинули, и решили, что платить не за что. Поужинали и отлично расположились в машине.

Кажется, за машиноместо тоже платить нужно было, но с нас никто ничего не спросил. Тут же рядом заправка Роснефть приличная. Вообще, конечно комплекс отличный: посреди тайги в этом месте есть все: кафешки, магазин, баня, души, туалеты, гостиница, заправка, питьевая вода (можно набрать занедорого), телефон, мойка, шиномонтаж, стоянка. Находится это в 600 км от Иркутска, у поворота на Алзамай. Молодец, Петр! 

Где-то между Худо-Еланью и Верхним Хингуем

 

 

<<Часть 2. Федералка Хабаровск-Чита и Китай

Часть 3. Бурятия и Байкал

Часть 4. Западная Сибирь >>


2009, Dmitry Beloborodov www.enjoy-life.ru
3 комментарияПоказать

Оставь свой комментарий

как зарегистрированный пользователь без регистрации
   зарегистрироваться
  
сохранить авторизацию
 
 
 
 
 
 

С каждым годом интерес к туризму на Байкале увеличивается, а вместе с ним растет и спрос на качественную информацию о туристических возможностях региона. На нашем сайте вы можете найти всю полезную информацию об отдыхе на Байкале: начиная с обзоров таких популярных мест отдыха, как Листвянка и Байкальск, и заканчивая малоизвестными достопримечательностями северного Байкала. Карта Байкала поможет вам быстро и удобно найти все места отдыха и достопримечательности на Байкале. Одно из самых известный  – остров Ольхон, привлекающий тысячи туристов со всего света. Вы можете ознакомиться с описанием и фотографиями всех мест отдыха и достопримечательностей, прочитать отзывы и оставить свои собственные.

На нашем сайте вы можете узнать, какие туры на Байкал предлагают агентства или составить свой собственный. Выбирайте, как именно вы хотите отдохнуть: на Байкале хороши как летние, так и зимние виды отдыха. Активный отдых с фрирайдом или виндсерфингом, азарт рыбалки или неспешные круизы по Байкалу, вертолетные экскурсии и пешие походы – узнавайте подробности уже сейчас. Многочисленные турбазы и гостиницы на Байкале, представленные на нашем сайте, обеспечат комфортное проживание во время вашего отдыха, а устроить незабываемый круиз по Байкалу вам поможет информация раздела «корабли». На Байкале хороши все виды отдыха, в этом вы можете убедиться, посмотрев наши фотоальбомы, где представлены красочные фотографии Байкала.