Остров Ольхон - сердце священного озера Байкал - Байкалер.ру - сайт о Байкале

Отчеты о пребывании за октябрь (4)

Остров Ольхон - сердце священного озера Байкал

Поездка на остров Ольхон, уникальный памятник природы, состоялась накануне рождения Сабины. Наша дочь своим появлением на свет объявила мораторий на туристическую жизнь, но еще в утробе матери она приобщилась ко всем тяготам путешествий, поэтому мы искренне надеемся, что скоро двинемся в путь уже всей семьей.

Не смотря на то, что Александра была на восьмом месяце беременности, а дороги на Ольхоне, мягко говоря, оставляют желать лучшего, мы облазили почти все известные и не очень бухты этого достаточно большого остров

Целью этого 3-дневного отдыха на Байкале стало простое любопытство: мы много слышали от друзей и знакомых о неописуемых пейзажах, таинственных святых местах и уникальных природных ландшафтах, но так и не побывали на Ольхоне. Нас всегда останавливала многочасовая очередь на паромной переправе, которую нам довелось наблюдать в прошлые годы, во время поездок на залив Мухор Малого моря. Наши постоянные подписчики и читатели наверняка знакомы с очерком «Байкал.

Автомобильный тур»

Чтобы избежать большого скопления туристов, поездка была запланирована и состоялась в конце июня, перед самым началом пикового сезона на Байкале. Когда в городе уже стояла жара и асфальт раскалился до предела, сибирское море встретило нас холодным ветром и прохладой своих вод.

До острова мы добрались на пароме, курсирующем каждый час из поселка Сахюрта (МРС), совершенно бесплатно. Нам удалось проехать на переправу без очереди, благодаря тому, что мы приехали в воскресенье, когда основной поток туристов устремляется с острова в город. Надо отметить, что рейсовые автобусы проезжали на паром без очереди и удивили нас своей комфортностью. Стартует такой автобус ранним утром с Иркутского автовокзала, билет на него обойдется всего 300 руб. на взрослого, 150 на ребенка и 100 за багаж. Время в пути 6-7 часов.

Географическая справка: Длина острова — 71 км, ширина — до 12 км, площадь — 730 км, высота до 1276 м. С северо-западным берегом Байкала образует так называемое Малое море. Недалеко от внешней стороны острова находится глубочайшее место Байкала (1642 м), северная часть острова расположена в самом широком месте Байкала (79.5 км.)

Паром доставил нас через пролив Ольхонские ворота на юго-западную оконечность острова, откуда мы двинулись в первый пункт назначения, поселок Хужир, центральный населенный пункт острова. У самой паромной переправы начинается достаточно большой залив Загли (ташкайская Губа), славящийся теплом своих вод, относительно открытого Байкала, за счет своей небольшой глубины. До Хужира примерно 35 км, но поскольку дорога гравийная и в соответствующем состоянии, ехали мы часа полтора, любуясь проплывающими пейзажами.

Нам открылась пустынная степная местность с порослями травы у берега Загли и немногочисленными рыбаками и палатками - умиротворяющий пейзаж, удивляющий своей нетронутостью цивилизацией, по сравнению с дорогой от Иркутска. За окнами авто промелькнули несколько маленьких деревушек: Хадай, Ялга и Малый Хужир. «Столица» острова встретила нас вывеской с названием поселка, написанной от руки.

На главной площади Хужира мы почти сразу нашли базу отдыха с милым названием «Улыбка», куда нас пригласила её хозяйка, наша давняя знакомая. Выбор этого места был не случаен… За последние годы, вместе с электричеством, на Ольхон пришел какой-никакой туристический бизнес.

Любители комфорта сегодня могут заказать здесь довольно хороший номер с удобствами и 3-разовым питанием за 3000 руб. на двоих в сутки. Мы же, впрочем, как всегда, придерживались бюджетной концепции отдыха с экзотическими ощущениями, поэтому отдали предпочтение монгольской юрте для семьи из 4 человек с комфортными, на наш взгляд, удобствами во дворе.

Юрта оказалась красивой, расписанной вручную мастерами этнического орнамента, просторной, очень уютной, и, как потом выяснилось, теплой, т. к. сделана из овечьей шерсти, которая в дождливую погоду издает характерный запах, совсем не отталкивающий, но устойчивый:)

Ночь в такой юрте с завтраком обойдется всего 500 руб. на нос. Обслуживающий персонал турбазы оказался любезным, и администратор приготовила нам вкусный ужин с диковинным фирменным блюдом «Кораблик из запечённого в сыре омуля». Ниже, в комментарии под отзывом, я оставлю телефон этой турбазы для тех, кого не испугают и заинтересуют подобные условия отдыха.

Подкрепив наши силы, мы отправились смотреть Хужир. Это довольно большой по здешним меркам поселок с широкими улицами и добротными домами, почти в каждом из которых сдается комната или весь дом. Основным занятием местного населения является рыболовство.

До сих пор работает последний из цехов ММРЗ (Маломорского рыбзавода), но до мощностей советского периода ему уже не подняться… Местные гиды предложат Вам авто-экскурсию по острову на УАЗ-мобиле, вело- или конную прогулку. Всюду можно наткнуться на объявления с предложением попариться в бане, прокатиться на лодке или даже корабле. Можно посетить местный краеведческий музей с интересными этнографическими материалами.

Окрестности поселка Хужир

Но конечно, главной достопримечательностью Хужира является мыс Бурхан (Шаманская скала) - одно из самых почитаемых мест у бурят, так как по поверию мыс является дворцом на земле Хан Хутэ-баабай, хозяина острова Ольхон. В древних шаманских преданиях рассказывается о 13 северных Нойонах – сыновьях божественных Тегэриев, которые спустились с неба вершить суд над людьми и выбрали для этого разные места проживания. Ольхон достался самому старшему и сильному из них… своим жилищем он избрал сквозную пещеру в скале, названной впоследствии Шаманской.

Пещера имеет длину около 12 м, высоту до 6 м. и ширину 3-4.5 м. Не старайтесь пробраться в пещеру – это строго запрещено и реально опасно! Здесь свершались обряды жертвоприношений духам, право доступа сюда имеет только потомственный шаман. Здесь живет в образе белоголового орла-беркута сын хозяина острова, Хаан-Хубуу Нойон, который первым получил шаманский дар от Тэнгэри. По старинным народным преданиям в пещере скалы Шаманки живет владыка подземного мира Эрлик-хаан.

Почитание этого места у бурят настолько велико, что до сих пор ни один местный житель не решается проскакать верхом мимо мыса с пещерой и подъехать близко на автомобиле или мотоцикле, только спешившись и тихим шагом. Женщины и дети не допускались к мысу за две версты, т. к. считалось, что их ранимая психика не готова к воздействию духов!

И сегодня можно увидеть места преклонения идолам рядом с этим великим и красивым памятником природы. До заката мы провели время на этом мысу, проникаясь энергетикой и красотой этого места.

Именно на Ольхоне бурятская община проводит ежегодный шаманский тайлган (съезд), на который собираются самые сильные шаманы со всего мира. Они не случайно выбирают для вхождения в транс именно это место, сакральный центр шаманских духов. В это время даже туроператоры предостерегают отдыхающих от посещения острова, в истории которого есть немало фактов необъяснимого травматизма и даже смертельных случаев среди туристов.

Например, совсем недавно странной смертью ушел из жизни Мэр поселка - глава муниципального образования. Местные люди уверены, что происходит это отнюдь не случайно – никому нельзя нарушать заповеди великих духов, истинных хозяев острова. По одной из легенд на острове находится могила самого Чингисхана.

Уже с утра мы посетили мыс Татайский – соседа Шаманки, с обрывистых берегов которого открываются потрясающие виды.

После этого мы отправились гулять по 3-километровому песчаному пляжу Сарайского залива, врезающемуся в берег острова уникальными Байкальскими дюнами - это священная шаманская роща.

Здесь, с высокого обрыва, открывается великолепный вид на мыс Бурхан и его залив.

Здесь в древние времена сжигали и хоронили ушедших в мир духов шаманов.
Что особенно завораживало, это необычайная тишина и покой, царившие в это утро на берегу, еще не было наплыва туристов, и только чайки были нашими провожатыми.
Пейзаж рощи – это яркий белый песок и редкий сосновый лес с деревьями причудливой формы.

Поездка на север острова, мыс Хобой

Вернувшись в Хужир, мы запаслись омулем и другим провиантом в ближайшем магазине для поездки на север острова, где нет никакой цивилизации вообще... Дорога за поселком оказалась еще менее проходимой и чем дальше, тем ухабистее она становилась.
Степной пейзаж сменился лесной чащей, на встречу изредка проезжали УАЗики местных жителей. Отдыхающих совсем не было видно, но иногда встречались следы присутствия человека в виде сколоченных скамеек, беседок и столов прямо в местах поклонений идолам.

Мыс Шунте-Левый

В одном из таких мест мы сделали привал, т. к. положение Александры (на восьмом месяце беременности) не позволяло передвигаться по долгу. С одной стороны открывался простор Байкала с полоской белого пляжа, а с другой темная чаща леса – отличное место для отдыха.

В урочище Песчанка мы встретили последних туристов на городских машинах, потому как преодолеть длинный участок дороги по зыбучему песку может только внедорожник. Проехать туда на простом автомобиле или городском паркетнике даже не стоит пытаться.

Целью нашего путешествия был мыс Хобой – крайняя северная точка острова. К нему мы направились, держась левого берега острова. По пути мы остановились на самом грандиозном по масштабам мысе Дамнурий. Сказать, что это потрясающе красивое место – это ничего не сказать. Казалось, что нас трудно чем-то удивить и поразить, особенно на Байкале.

?0.6362083635758609

Мы видели его пейзажи в разных местах, но величие этого места невозможно описать словами и передать фотографией. В нем воплотилась и великая мощь озера и его красота: гармония воды, неба, скал и леса, нет слов… Человек смотрится мелким созданием на фоне гигантских каменных громадин.

И опять вокруг ни души, что придает нереальность всему пейзажу. Рядом расположился мыс Саган-Хушун, не менее красивый.

Его особенность в том, что сложенный из мрамора светлых тонов он весь покрыт красно-бурым лишайником, что придает всему месту яркость и красоту.

Даже в июне подножье мыса было укрыто наледью. Место примечательно многоголосым эхом, которое отражается от монолитных скал.

Здесь время словно останавливается, ты просто не можешь оторвать глаз от великолепия природы и невольно погружаешься в состояние глубокой медитации. Проведя на этих двух мысах несколько часов, пролетевших как несколько минут и сделав несколько фото-сессий, мы двинулись дальше, к намеченной цели.

Отсюда до мыса Хобой было рукой подать, и уже через пол-часа мы были на месте. Скала, напоминающая по форме клык (на бурятском – хобой), со стороны моря имеет сходство с профилем женской головы и бюстом, потому местное название скалы –Дева.

Согласно бурятской легенде скала — это окаменевшая бурятка, просившая у тэнгриев (небожителей) из зависти к мужу такой же дворец, как и пожалованный ее мужу. Тэнгрии со словами: «Покуда на земле будет зло и зависть, будешь камнем» — превратили ее в скалу. В хорошую погоду с нее можно разглядеть восточный берег, гористый контур полуострова Святой Нос, где мы традиционно отдыхаем каждый год.

Мыс Любви

На ночлег мы решили остановиться на мысе Любви, с высоты птичьего полета напоминающего по форме сердце, хотя многие находят сходство очертаний этих скал с женским началом…

Мы провели романтический ужин с дарами Байкала прямо на скале, в окружении чаек и ветра. Незабываемые впечатления!!!
После ужина легли спать пораньше, устроив ложе прямо в машине... завтра в обратный путь

Узуры

Ранним утром мы тронулись в обратный путь, но уже другой дорогой, чтобы посмотреть противоположную сторону острова. Погода нас явно не баловала: всю ночь шел дождь, а наутро опустился густой туман. По размытой дороге с крутыми уклонами, по которым наш джип катился как на санках, мы доехали до деревушки Узуры.

В молочном тумане она производила впечатление сказочного места, заколдованного духами - тихая и безлюдная.

Хотя от Хужира до Хобоя 35-40 км, дорога займет пару часов, но скучать не придется ни водителю, ни пассажирам - пейзажи неописуемые.

Случайная встреча в туманном лесу

Мы даже повстречали табун по-настоящему диких лошадей, которых до сих пор можно увидеть в этих пустынных местах. Я попытался приблизиться к ним и сфотографировать, но увидев меня, они стремительно скрылись в туманных лесных зарослях. Никогда не забуду испуганного взгляда одного из коней с жеребенком, с которым я встретился глазами. Из под черной, не стриженной челки серого скакуна на меня сверкнули настоящие человеческие эмоции.

До свиданья, Ольхон!

Забрав наши вещи в Хужире, мы отправились на паром, и благополучно переправились на материк, избежав очередей. Мы покидали остров с ощущением, что еще очень многое не посмотрели и с уверенностью, что мы обязательно сюда еще вернемся. По нашему мнению, Ольхон воплотил все лучшие природный ландшафты, виденные нами на Байкале. Разноликий, он уместил на своей площади и песчаные пляжи, и неприступные скалы, и степные просторы и лесные чащобы, сохраняя при этом свой собственный неповторимый колорит.

Это место не зря считается сердцем священного моря Байкал, посетив которое оставляешь там частичку своей души.

Оставь свой комментарий

как зарегистрированный пользователь без регистрации
   зарегистрироваться

сохранить авторизацию

С каждым годом интерес к туризму на Байкале увеличивается, а вместе с ним растет и спрос на качественную информацию о туристических возможностях региона. На нашем сайте вы можете найти всю полезную информацию об отдыхе на Байкале: начиная с обзоров таких популярных мест отдыха, как Листвянка и Байкальск, и заканчивая малоизвестными достопримечательностями северного Байкала. Карта Байкала поможет вам быстро и удобно найти все места отдыха и достопримечательности на Байкале. Одно из самых известный  – остров Ольхон, привлекающий тысячи туристов со всего света. Вы можете ознакомиться с описанием и фотографиями всех мест отдыха и достопримечательностей, прочитать отзывы и оставить свои собственные.

На нашем сайте вы можете узнать, какие туры на Байкал предлагают агентства или составить свой собственный. Выбирайте, как именно вы хотите отдохнуть: на Байкале хороши как летние, так и зимние виды отдыха. Активный отдых с фрирайдом или виндсерфингом, азарт рыбалки или неспешные круизы по Байкалу, вертолетные экскурсии и пешие походы – узнавайте подробности уже сейчас. Многочисленные турбазы и гостиницы на Байкале, представленные на нашем сайте, обеспечат комфортное проживание во время вашего отдыха, а устроить незабываемый круиз по Байкалу вам поможет информация раздела «корабли». На Байкале хороши все виды отдыха, в этом вы можете убедиться, посмотрев наши фотоальбомы, где представлены красочные фотографии Байкала.